Кинематограф, живопиÑÑŒ, театр, Ð¼ÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ñцена, неоднократно обращалиÑÑŒ к Ñюжету великого романа ÐœÐ¸Ð³ÐµÐ»Ñ Ð´Ðµ СервантеÑа «Премудрый идальго Дон Кихот ЛаманчÑкий».
Впервые балет Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ð¼ названием был предÑтавлен в 1740 году в Вене талантливым авÑтрийÑком хореографом Францем Гильфердингом. За 270 лет зрители увидели варианты Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‡Ñ‚ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚ÐµÐ¼Ñ‹ ÑтранÑтвующего Ñ€Ñ‹Ñ†Ð°Ñ€Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ð¼Ð¸ балетмейÑтерами, Ñреди которых Жан Жорж Ðовер, Луи Милон, Шарль Дидло, ÐвгуÑÑ‚ Бурнонвиль, Серж Лифарь, Джордж Баланчин.
Одним из лучших, без ÑомнениÑ, ÑчитаетÑÑ Ð±Ð°Ð»ÐµÑ‚ в поÑтановке выдающегоÑÑ Ñ…Ð¾Ñ€ÐµÐ¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„Ð° МариуÑа Петипа. При подготовке либретто будущего ÑÐ¿ÐµÐºÑ‚Ð°ÐºÐ»Ñ Ð¾Ð½ иÑпользовал те главы романа СервантеÑа, которые были поÑвÑщены Ñвадьбе Китерии и Камачо (в балете они получили имена Китри и БазилÑ). Главные герои романа — Дон Кихот и Санчо ПанÑа в балетном Ñюжете Ñтали перÑонажами второго плана.
ПрофеÑÑиональный знаток Ñпецифики балетного театра и требований к балетной музыке, Людвиг ÐœÐ¸Ð½ÐºÑƒÑ Ð½Ð° заказ МариуÑа Петипа Ñоздал Ñркую музыкальную партитуру.
Премьера «Дон Кихота» ÑоÑтоÑлаÑÑŒ 14 Ð´ÐµÐºÐ°Ð±Ñ€Ñ 1869 года в Большом театре МоÑквы. ОркеÑтром дирижировал Ñам композитор. Спектакль имел большой уÑпех и вÑкоре был перенеÑен в Петербург. Ð”Ð»Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð¹ поÑтановки Петипа оÑновательно переработал Ñценарий. Теперь одна и та же балерина иÑполнÑла роли Китри и ДульÑинеи — дамы Ñердца Дон Кихота, а блиÑтательные клаÑÑичеÑкие па кроме Ñцены Ñна поÑвилиÑÑŒ и в финальной картине — на балу.
Ðа хореографичеÑкую верÑию Петипа обращали внимание многие балетмейÑтеры, но наиболее удачной Ñчитают поÑтановку выдающегоÑÑ Ñ€ÑƒÑÑкого хореографа ÐлекÑандра ГорÑкого. Ð’Ñе поÑледующие поÑтановки оÑущеÑтвлÑлиÑÑŒ в значительной Ñтепени на оÑнове их редакций.
ОдеÑÑиты впервые увидели балет «Дон Кихот» в феврале 1933-го года в поÑтановке Павла ВирÑкого и ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ Ð‘Ð¾Ð»Ð¾Ñ‚Ð¾Ð²Ð°. Ð’ 1936-м Михаил МоиÑеев предложил Ñвою верÑию балета, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ»Ð° долгую ÑценичеÑкую жизнь. СпуÑÑ‚Ñ 16 лет, в 1952-м, Вахтанг ВронÑкий возобновил Ñпектакль, опираÑÑÑŒ на лучшие образцы клаÑÑичеÑкой традиции Петипа и ГорÑкого. ВпоÑледÑтвии в поÑтановках «Дон Кихота» перед одеÑÑким зрителем предÑтавало вÑÑ‘ многообразие Ñтилей и хореографичеÑких ÑредÑтв балетмейÑтеров ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ Ð¢Ñ€ÐµÐ³ÑƒÐ±Ð¾Ð²Ð° (1966), Ð˜Ð³Ð¾Ñ€Ñ Ð§ÐµÑ€Ð½Ñ‹ÑˆÐµÐ²Ð° (1970), Виктора Смирнова-Голованова и Ðатальи Рыженко (1979).